Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского…(дальше)

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, - 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на…(дальше)

Кузен (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж, - 14.1.1867, Канн), французский философ-идеалист и политический деятель. Преподавал философию (1814-20) в Высшей нормальной школе, позднее её директор. В 1817…(дальше)

Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, - 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827…(дальше)

Вико Джамбаттиста

Вико (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, — 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Он выдвинул теорию круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Само государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Аграрные законы в античном мире В. рассматривал как результат борьбы рабовладельческой демократии против земельной аристократии. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, сами исторические законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаичные периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их взаимодействии и единстве исторического развития. По словам Маркса, "у Вико содержится в зародыше Вольф („Гомер”), Нибур („История римских царей”), основы сравнительного языкознания... и вообще немало проблесков гениальности" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 512).

Идеи В. сыграли видную роль в становлении историзма, во многом предварив философию истории И. Г. Гердера и Г. Гегеля; распространение их связано с деятельностью В. Кузена и французских историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).

Соч.: Opere, Mil., [1959]; в рус. пер. — Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., [1940].

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378; Максимовский В., Эстетические взгляды Д. Вико, "Литературный критик", 1935, № 11; Croce В., Bibliografia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; его же, La filosofia di G. Vico, 4 ed., Bari, 1947; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; Nicolini F., Vico storico, [Napoli, 1967].

Н. В. Новиков.