Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Средневековые лады, церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения - двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского…(дальше)

Натуральные лады в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней - хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в…(дальше)

Пентатоника (от греч. pente - пять и tonos - тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип П.- бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская" или "…(дальше)

Гексахорд (от греч. hex - шесть и chorde - струна, буквально - шестиструнник), диатонический шестиступенный звукоряд. Применялся в раннем средневековье (с 11 в.). Состоял из последовательности: тон…(дальше)

Тетрахорд (греч. tetrachordon, от tetra-, в сложных словах - четыре и chorde - струна) в музыке, четырёхступенный звукоряд в пределах кварты. Т. являлись основой ладов и всего звукоряда…(дальше)

Трихорд (от греч. tri-, в сложных словах - три и chorde - струна) (музыкальное), звукоряд из трёх звуков в объёме терции или кварты…(дальше)

Хроматизм (от греч. chromatismos - окраска), повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее её тяготение к соседней ступени. Между диатонической ступенью и её повышенным…(дальше)

Минор (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного…(дальше)

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый), лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение)…(дальше)

Диатоника

Диатоника (от греч. diatonikós, буквально — растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá — через, вдоль и tónos — тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда — пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. — Л., 1965; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk. — Los Ang., 1951.

Ю. Н. Холопов.