Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Газали, аль-Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран, - декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски…(дальше)

Двойственная истина, двойная истина, термин, обозначающий учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Учение о…(дальше)

Аверроизм, направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда - идею…(дальше)

Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед

Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное — Аверроэс) (1126, Кордова, — 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате "Опровержение опровержения" И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм).Общественные идеалы И. Р. основывались на "Государстве" Платона.

И. Р. — автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием "Colliget"), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей.

Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 397—554; Averroes’Tahafut al-Tahafut, v. 1—2, L., 1954; Averroes’Commentary on Plato’s Republic, Camb., 1956.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143—206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964.

А. В. Сагадеев.