Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное…(дальше)

Плотин (греч. Plotinos) (около 204, Ликополь, Египет, - 269 или 270, Минтурне. Италия), античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Изучал философию в Александрии в школе Аммония Саккаса, под…(дальше)

Газали, аль-Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран, - декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски…(дальше)

Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного…(дальше)

Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии…(дальше)

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах

Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды — "Книга исцеления" (в сокращённом изложении — "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений"," Книга знания" (на языке фарси).

Философия И. С. продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологической концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — "первой причины" (ср. "Единое" Плотина), из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер.

Т. о., "универсальный разум" и "мировая душа" неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по И. С., обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.

Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.

А. В. Сагадеев.

Сохранились немногочисленные стихи И. С. на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества — вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С. — афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных философских повестях "Живой, сын Бодрствующего", "Послание о птице", "Саламан и Абсал" И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик литературы — в комментариях к "Поэтике" Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения И. С., прежде всего "Даниш-наме". И. С. оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере — на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью "Живой, сын Бодрствующего" некоторые исследователи связывают сюжет "Божественной комедии" Данте.

И. И. Михайлов.

Важнейшее медицинское сочинение И. С. "Канон медицины" — медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. "Канон врачебной науки" — итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В "Каноне" излагаются теоретические основы медицины — взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. "Канон" оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.

Б. Д. Петров.

Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер. — Четверостишия, "Литературный Таджикистан", 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1—5, Таш., 1954—60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы "Книги знания", Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9—14 в., М., 1961, с. 215-86.

Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд., [Душанбе], 1953; Терновский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183—89); Corbin Н., Avicenneet ie récit visionnaire, v. 1, 2 éd., Téhéran — P., 1954; Goishon A.-M., La philosophie d'Aviceiine et son influence en Europe médiévale, 2 éd., P.,1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d’Avicenna, Cairo, 1952.