Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Барбизонская школа, группа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила название от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа), где подолгу работали…(дальше)

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 - начала 1870-х гг. В…(дальше)

Изобразительных искусств музей (в Москве)

Изобразительных искусств музей имени А. С. Пушкина в Москве, второе в СССР по значению (после Эрмитажа в Ленинграде) собрание произведений зарубежного искусства с древнейших времён до наших дней. Открыт в 1912. Вырос из основанного в середине 19 в. "Кабинета изящных искусств" Московского университета. По инициативе профессора И. В. Цветаева кабинет был превращен в музей слепков при университете (в его ведении находился до 1923). На собранные частные и общественные средства было построено здание музея (1898—1912, архитектор Р. И. Клейн) и закуплены многочисленные слепки и копии (некоторые из них сделаны по заказу музея и имеют уникальный характер) выдающихся произведений искусства; в музей поступили также всемирно известная коллекция памятников Древнего Египта, собранная египтологом В. С. Голенищевым, небольшое число подлинников западноевропейской живописи, собрание античных ваз, монет и медалей. В советское время И. и. м. пополнился произведениями искусства из бывшего Румянцевского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи (картины западноевропейских художников из коллекции П. М. и С. М. Третьяковых), ряда частных собраний. В реорганизации И. и. м. и превращении его в один из значительных художественных музеев и научно-исследовательских центров большую роль сыграли крупные советские искусствоведы Н. И. Романов, В. Н. Лазарев, Б. Р. Виппер. И. и. м. хранит памятники искусства Древнего Востока и Древней Греции (в том числе произведения искусства из урартской крепости Эребуни на территории современной Армении и античных городов Северного Причерноморья, найденные главным образом в результате археологических раскопок, которые проводит музей), Древнего Рима, Византии, стран Западной Европы. Картинная галерея И. и. м. располагает большим собранием произведений голландских и фламандских живописцев 17 в. (в том числе произведений Рембрандта, Я. ван Рёйсдала, Г. Терборха, А. Бейерена, А. ван Остаде, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса, П. П. Рубенса, А. ван Дейка); хорошо представлена французская живопись 17—19 вв. (в том числе произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Л. Давида, К. Коро, Г. Курбе). В И. и. м. — одно из самых богатых в мире собраний живописи барбизонской школы. Получив в 1948 значительную часть коллекций бывшего Музея нового западного искусства, И. и. м. стал обладателем одного из лучших в мире собраний картин французских импрессионистов (см. Импрессионизм), а также П. Сезанна, П. Гогена, В. ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо. В Отделе гравюры и рисунка И. и. м. около 350 тыс. произведений (1971) зарубежной и отечественной графики, в том числе одно из самых значительных собраний советской графики. И. и. м. ведёт большую научно-исследовательскую и научно-популяризаторскую работу, устраивает выставки произведений искусства из советских и зарубежных музеев. При И. и. м. — крупная реставрационная мастерская.

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М.. 1961; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сборник статей, М., 1962.

В. М. Петюшенко.