Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Ведическая религия, религиозные верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших индийских литературных…(дальше)

Брахманизм, часто употребляемое в научной литературе название поздней ведической религии, когда последняя значительно изменилась вследствие развития классовых отношений (особенно рабства) и под…(дальше)

Варна (санскр., буквально - качество, цвет, категория), термин для обозначения четырёх основных сословий в Древней Индии (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшии - рядовые соплеменники, шудры -…(дальше)

Веды (санскр. веда, буквально - знание), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. - 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке. В., или…(дальше)

"Махабхарата" (санскрит - "Сказание о великих Бхарата"), эпос народов Индии. Сложился на основе устных сказаний и легенд, бытовавших у племён и народностей северо-западной и северной Индии. Его истоки…(дальше)

"Рамаяна", древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, приписываемая легендарному поэту Вальмики. Создана предположительно около 4 в. до н. э. в Восточной Индии, современный вид приобрела ко 2 в. н…(дальше)

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем…(дальше)

Джайнизм, одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры…(дальше)

Шиваизм, одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству - Шиве. Истоки Ш. коренятся в верованиях автохтонного доарийского населения Индии. Выделение Ш. как самостоятельного…(дальше)

Вишнуизм, вайшнавизм, один из религиозных. толков индуизма, объединяющий целый ряд вишнуитских сект, которые, отличаясь одна от другой некоторыми религиозными догматами и обрядами, признают верховным…(дальше)

Вишну, высшее божество в брахманизме и индуизме, наряду с Брахмой и Шивой; верховное божество в вишнуизме. В. - бог-хранитель, воплощение вечно живой природы. Упоминается как солнечное божество ещё в…(дальше)

Рама, в древнеиндийском эпосе "Рамаяна" и "Махабхарата" герой, совершивший поход из Северной Индии на острове Ланка (Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Р…(дальше)

Кришна (санскр., буквально - тёмный, чёрный), божество в индуизме. Почитается как воплощение бога Вишну, в эпических легендах - мудрый наставник, воин, поражающий демонов, позже, в средние века, -…(дальше)

Шива (санскр., буквально - благосклонный, милосердный), один из главных богов в индуизме, главный бог в шиваизме. В основе культа Ш. лежат древнейшие индийские племенные культы плодородия. В ряду…(дальше)

Касты (португ. casta - род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент - джати), эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии…(дальше)

Веданта (санскр., буквально - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской…(дальше)

Брахман (устаревшая брамин), 1) категория индийской идеалистической философии, главным образом веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей. 2) Член высшей индийской касты…(дальше)

Дхармашастры (санскр. - наставление в дхарме, т. е. наставление в выполнении религиозного долга), древнеиндийские религиозно-правовые трактаты. Составлявшиеся различными богословскими школами, Д. не…(дальше)

Бхакти (санскр., буквально - преданность, любовь к богу), народное религиозно-сектантское движение в Индии, получившее широкое распространение в 12-17 вв. В основе учений идеологов Б. лежит одна из…(дальше)

Сикхизм, религиозно-реформаторское движение затем религия. С. возник в Индии в Пенджабе как одна из сект бхакти. Её основателем был гуру Нанак (1469-1539) Являясь монотеистическим учением С…(дальше)

Брахмо самадж (на языке Бенгали - Общество Брахмы), религиозно-реформаторское просветит. общество, созданное в Бенгалии (Индия) в 1828 Раммохан Раем. Выступало против каст, ранних браков и др. устоев…(дальше)

Арья самадж (на языке хинди - общество ариев), религиозно-реформаторское и просветительское общество в Индии, возникшее в 1875 и объединившее в основном мелкобуржуазную интеллигенцию. Его основателем…(дальше)

Раммохан Рай, см. Рай Раммохан. Раммохан Рай…(дальше)

Вивекананда Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, - 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны…(дальше)

Сарасвати Даянанда (1824, Танкара, Гуджарат, - 30.10.1883, Аджмир), индийский религиозный реформатор и просветитель. По национальности гуджаратец. Задачу обновления индийского общества С. видел в…(дальше)

Тагор Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта, - 7.8.1941, там же), индийский писатель и общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Родился в семье Дебендранатха Тагора. Учился в…(дальше)

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился…(дальше)

Индуизм

Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе — индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 — Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, островах Фиджи, в Гайане (бывшая Британская Гвиана) и в некоторых других местах (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями.

Истоки И. восходят к наивно-мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления.

Уже в 8—6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам), философско-этических текстов в эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна", а также учений буддизма и джайнизма. В ходе длительного процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю половину 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, которая обычно и называется собственно И.

В 1-й половине 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения — шиваизм и вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).

В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например р. Ганг в районе Варанаси), но главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.

Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны. В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён — богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также национальным божеством в Бенгалии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религиозного поведения индусов.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы — воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений — мокша.

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеалистическая система веданта в её нескольких вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность — Брахман, конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия (джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистическую медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (тримурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога — Брахма — его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И. — Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй — её охранителем, третий — её разрушителем.

Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос "Махабхарата", особенно такая её часть, как "Бхагавадгита", и "Рамаяна", пураны, дхармашастры и др.

Сложившийся в раннее средневековье комплекс религиозных воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12—17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм.

Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного "священного писания", централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.

В 19—20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободительного движения, господствующая идеология этого движения — буржуазный национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (так называемый индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисленные религиозные реформаторские общества и организации (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религиозно-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе "новой", "единой", "универсальной" религии, "очищенной" и "освобожденной" от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религиозно-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира — И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства — и объективная необходимость примирения религиозно-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (середина 18 в. — 1947) английскими властями.

После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религиозной, кастовой, национальной почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религиозного фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в современной Индии выступают религиозно-общинные партии Хинду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в теократическое государство. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религиозно-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала сужаться.

Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сборнике: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М.—Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Farquhar J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; Sivananda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sinha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniélou A., Le polythéisme hindou, P., 1960; Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saivism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.

Н. П. Аникеев.