Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28.6.1577, Зиген, Германия, - 30.5.1640, Антверпен), фламандский живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен…(дальше)

Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, - 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник…(дальше)

Йорданс Якоб

Йорданс (Jordaens) Якоб (19.5.1593, Антверпен, — 18.10.1678, там же), фламандский живописец. Сын торговца тканями. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Создал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В искусстве Й. с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Й. значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. В ранних произведениях Й. ("Семейный портрет", около 1615, Эрмитаж, Ленинград: "Поклонение пастухов", 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Й., выполненных в 1620—1630-х гг. ("Воспитание Юпитера", 1620, Картинная галерея, Кассель; "Семейный портрет", около 1622—24, Прадо, Мадрид; "Аллегория плодородия", около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; "Бобовый король", 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. С 1640-х гг. Й. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно "Триумф принца Фридриха Генриха Оранского", 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).

Лит.: [Смольская Н.], Якоб Йорданс. [Альбом], М., 1959; Puyvelde L. van, Jordaens, P. — Brux., 1953.