Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Навигация (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне), 1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. 3) Основной раздел…(дальше)

Мореходная астрономия, раздел практической астрономии, удовлетворяющий нужды судовождения. Предметом М. а. является разработка способов определения по небесным светилам и навигационным искусственным…(дальше)

Авиалиния, авиатрасса, утвержденный маршрут регулярных полётов транспортных самолётов, обеспеченный аэродромами и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, опознавательные знаки и пр.) для…(дальше)

Пилотирование (от франц. piloter - вести самолёт), управление движением летательного аппарата (ЛА), осуществляемое пилотом или системой автоматического управления с целью изменения или сохранения…(дальше)

Курс (от лат. cursus - бег, движение), 1)путь следования, движения морского и воздушного транспорта, например курс судна. 2) Направление политики, общественной и др. деятельности (например, К. на…(дальше)

Сноса угол в авиации, угол между продольной осью и вектором путевой (относительно Земли) скорости летательного аппарата. Возникает при боковом ветре. Обычно С. у. совпадает с углом между векторами…(дальше)

Высотомер авиационный, прибор для измерения высоты полёта летательного аппарата над землёй. Различают барометрические В. и радиовысотомеры. Принцип действия барометрического В. основан на однозначной…(дальше)

Компас (в морском деле - компас) (нем. Kompass, итал. compasso, от compassare - измерять шагами), прибор для ориентирования на местности. По принципу действия К. разделяют на: магнитные, в которых…(дальше)

Гиромагнитный компас, гироскопическое устройство, применяемое на движущихся объектах и предназначенное для определения курса объекта по отношению к плоскости магнитного меридиана. Г. к. представляет…(дальше)

Инерциальная навигационная система, система инерциальной навигации, навигационное устройство, в основу работы которого положены классические (ньютоновские) законы механики. В И. н. с. исходной (…(дальше)

Радиовысотомер, прибор для определения высоты полёта летательного аппарата (самолёта, спутника и т.д.) путём измерения времени прохождения радиоволн между моментами излучения и приёма их прибором…(дальше)

Радиомаяк навигационный, радионавигационный маяк, передающая радиостанция, установленная в известном месте на земной поверхности или на движущемся объекте (например, самолёте-заправщике) и излучающая…(дальше)

Радиокомпас, автоматический радиокомпас, самолётный радиопеленгатор для автоматической пеленгации наземных передающих радиостанций. Р. обычно представляет собой приёмоиндикаторное устройство…(дальше)

Радионавигационная система, комплекс из нескольких однотипных или разнотипных радионавигационных устройств, взаимодействующих между собой (по радиоканалам или в рамках единой структурной схемы) и…(дальше)

Астрономический компас, бортовой навигационный оптический прибор для определения истинного или ортодромического курса (см. Ортодромия) летательного аппарата, надводного или подводного корабля путём…(дальше)

Секстант (от лат. sextans, род. падеж sextantis - шестой) (в морском деле - секстан), угломерный зеркально-отражательный инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между…(дальше)

Авиационная астрономия, раздел практической астрономии, в котором рассматриваются методы астрономической навигации в полёте. Основная задача А. а. заключается в автономном, т. е. выполняемом без…(дальше)

Автопилот (от авто... и франц. pilote - водитель), устройство для автоматического управления летательным аппаратом (самолётом, вертолётом, управляемым снарядом и др.). Идея и схема А. были предложены…(дальше)

Счисление пути судна, непрерывный учёт элементов движения судна (скорости, направления) и воздействий внешних сил с целью определения координат судна (счислимого места) без наблюдения береговых…(дальше)

Навигация воздушная

Навигация воздушная, аэронавигация, наука о методах и средствах вождения летательных аппаратов (ЛА) — самолётов, вертолётов, ракет и др.; совокупность операций по определению навигационных элементов наземными пунктами управления полётами или на борту ЛА и использованию их для вождения ЛА. Принципы Н. в. берут начало от возникшей в древние времена морской навигации, в частности у неё заимствован метод использования магнитного компаса, и мореходной астрономии.

  Н. в. обеспечивает вождение ЛА по траектории, определяемой маршрутом (трассой) и профилем полёта, с заданной программой, регламентирующей режим полёта ЛА от его взлёта с начального пункта маршрута и до посадки в конечном пункте в заданное время (см. Авиалиния). Кроме того, Н. в. решает частные навигационные задачи — выдерживание заданных дистанций и интервалов времени между ЛА на трассах с интенсивным воздушным движением или при выходе с трассы к аэродрому посадки, предупреждение столкновения ЛА в полёте с наземными препятствиями (горой и др.), сближение двух ЛА в полёте (встреча с самолётом-танкером для дозаправки горючим и др.) и т.д. При выполнении полёта по заданным траектории (или маршруту) и программе задача Н. в., в отличие от пилотирования, сводится в основном к получению непрерывной или периодической информации о текущих навигационных элементах поступательного движения центра масс ЛА относительно системы координат, привязанной к земной поверхности.

  Для определения навигационных элементов (курса, сноса угла, путевого угла, воздушной и путевой скоростей, высоты, координат местонахождения ЛА и др.) применяются различные технические средства, которые в зависимости от первичного источника навигационной информации подразделяются на 4 основные группы: геотехнические, позволяющие определять относительную высоту полёта, магнитный курс, местонахождение ЛА измерением различных параметров геофизических полей Земли (магнитного, гравитационного и др.); к ним относятся высотомеры, измерители воздушной и путевой скоростей, магнитные компасы, и гиромагнитные компасы, гирополукомпасы, оптические визиры, инерциальные навигационные системы и т.д.; радиотехнические, позволяющие определять истинную высоту, путевую скорость, местонахождение ЛА измерением различных параметров электромагнитного поля по радиосигналам, излучаемым специальными передающими устройствами; к ним относятся радиовысотомеры, радиомаяки, радиокомпасы, радионавигационные системы и т.д.; астрономические, позволяющие определять курс и местонахождение ЛА; к ним относятся астрономические компасы, секстанты, астроориентаторы и т.д. (см. Авиационная астрономия); светотехнические, предназначенные для обеспечения посадки ЛА в сложных метеорологических условиях и ночью, а также для облегчения ориентировки (светомаяки). Т. к. каждой группе технических средств навигации свойственны свои преимущества и недостатки, то для обеспечения точного полёта ЛА по заданному маршруту в любых условиях погоды навигационные средства, работающие на различных принципах, объединяются как датчики в единые комплексные системы. В таких системах с помощью аналоговых или цифровых вычислительных машин решаются основные навигационные задачи и записывается программа предстоящего полёта (координаты пунктов заданного маршрута, высоты и скорости пролёта над пунктами, координаты радионавигационных систем и др.). Комплексные навигационные системы, связанные с автопилотом, могут обеспечить автоматический полёт по всему маршруту и заход на посадку при отсутствии видимости земной поверхности. В общем случае применяемая комплексная навигационная система определяет местоположение ЛА по трём координатам: 2 координаты — проекции его центра масс на горизонтальную плоскость (долгота и широта), и одна — высота. Для ориентировки ЛА достаточно знать 2 координаты в горизонтальной плоскости. Маршрут полёта контролируется по линии пути, определяемой проекцией вектора путевой скорости. Последний находится как результат сложения измеряемых векторов воздушной скорости (скорости ЛА по отношению к воздуху) и скорости воздушного течения по отношению к земной поверхности. Высота полёта измеряется высотомером.

  Для определения текущих координат местоположения ЛА в полёте используются разные методы, сводящиеся к трём основным: 1) счисления пути, основанный на получении линий (поверхностей) положения ЛА дискретным или непрерывным суммированием во времени его измеряемой скорости или ускорения; 2) позиционны и (линий положения, или позиционных линий), которым непосредственно определяют линии (поверхности) положения ЛА без учёта пройденного им расстояния путём нахождения координат местоположения ЛА относительно известных наземных ориентиров или небесных светил; 3) обзорно-сравнительный (ориентировка), которым определяют местоположение ЛА либо путём сличения фактически наблюдаемой картины местности по опознанным наземным ориентирам (зрительным, радиолокационным, магнитным и др.) с географической картой или условной моделью местности, либо путём сличения участка небесного свода со звёздной картой. В зависимости от специфики вождения различных видов ЛА, их класса и назначения, районов их применения и характера маршрута комплексные системы Н. в. отличаются друг от друга по составу. Выбор технических средств Н. в. и её методов производится в соответствии с заранее разработанным штурманским планом.

  Требования по обеспечению максимально возможной безопасности воздушного движения в условиях возрастающей его интенсивности, увеличения числа и протяжённости воздушных авиалиний, дальнейшего возрастания скоростей полёта ЛА привели к созданию и внедрению автоматизированных комплексных систем Н. в. и управления воздушным движением.

  Лит.: Справочник авиационного штурмана, под ред. В. И. Соколова, М., 1957; Кирст М. А., Навигационная кибернетика полёта, М., 1971.

  М. М. Райчев.