Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Бернштейн Николай Александрович [24.10(5.11).1896, Москва, - 16.1.1966, там же], советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований - физиологии активности. Окончил…(дальше)

Дрессировка (от франц. dresser - выправлять, обучать, дрессировать), методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате…(дальше)

Навык

Навык, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собственном смысле слова. В отличие от привычки, Н., как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного Н. подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна: исходя из концепции умственных действий, сделаны первые попытки планомерного формирования Н.

В экспериментах с животными хорошо изучены Н. прохождения лабиринтов, нахождения "обходного пути" (вокруг преграды), инструментальные Н. и др. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность навыков, способность к переносу накопленного опыта в новые ситуации. Большое практическое значение имеет дрессировка, когда Н. вырабатываются под целенаправленным воздействием человека.

Лит.: Бернштейн Н. Л., О построении движений, М., 1947; Ходжава З. И., Проблема навыка в психологии, Тбилиси, 1960; Сачко Н. Н., Гальперин П. Я., Формирование двигательных навыков, в кн.: Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий, М., 1968.