Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем…(дальше)

Мадхьямика (санскр. - срединная), основное философское учение буддизма махаяны, возникшее в Индии во 2 веке н. э. и развивавшееся в Индии во 2-9 веках, а также в Китае (с 4 века), Тибете (с 9 века)…(дальше)

Шанкара (предположительно 788-820), индийский религиозный философ и поэт, реформатор индуизма, создатель последовательно монистической системы - адвайта-веданты (недуалистической веданты). Родился в…(дальше)

Нагарджуна

Нагарджуна (около 2 в.), индийский мыслитель, влиянием которого отмечено 2-е пятисотлетие религиозной и философской истории буддизма. В трактате "Муламадхьямикакарика" ["Изложение (учения) об исконной срединности"] Н. на примере анализа философских учений своего времени дал образцы диалектического метода, который имел теоретико-познавательную направленность. Принципиально отказываясь фиксировать собственную философскую позицию, Н. предложил приёмы негативной критики любых концепций — так называемое шуньяваду, или "учение о пустоте (всех точек зрения)", следуя которому может быть доказана противоречивость категорий и понятий любой философской системы. Согласно Н., каждое утверждение о природе действительности и о существовании объектов опыта или его субъекта является недоказуемым. Основанная Н. школа мадхьямики явилась наиболее ранним в истории философии случаем выделения методологии как специального предмета, поскольку в поле её рассмотрения находилась не сама действительность, а разные теории действительности. Диалектическая методология Н. дала мощный толчок философской и научной мысли в Индии. В частности, под её влиянием в математике было впервые определено понятие нуля как разницы точек зрения с абсолютной точки зрения. Методологическая установка Н. получила дальнейшее развитие в так называемых "Праджняпарамитских сутрах" (учение о пустоте как месте, абсолютно свободном от сознания), а заложенные Н. основы релятивистской этики позднее были обстоятельно разработаны в тантризме и дзен-буддизме. Наконец, диалектический метод Н. был извлечён из специфически буддийского контекста и положен в основу систематической философии адвайта-веданты, созданной Шанкарой.

Соч.: Mulamadhyaniakakarikas (Madhyamikasutras), St.-Petersbourg, 1903—13 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); в рус. пер. — Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904.

Лит.: Walleser М., The life of Nagarjuna, "Asia Major", L., [1923].