Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Гармонический анализ, отдел математики, связанный с разложением колебаний на гармонические колебания. При изучении периодических (т. е. повторяющихся во времени) явлений рассматриваются периодические…(дальше)

Натуральный звукоряд, в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается…(дальше)

Тембр (франц. timbre), качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами. Т. связан со…(дальше)

Сирена [франц. sirene, от греч. seiren - сирена (см. Сирены в древнегреческой мифологии)], акустический излучатель, действие которого основано на периодическом прерывании потока газа (или жидкости)…(дальше)

Шум, беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. В быту под Ш. понимают разного рода нежелательные акустические помехи при…(дальше)

Акустика (от греч. akustikos - слуховой, слушающийся), в узком смысле слова - учение о звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (…(дальше)

Обертон

Обертон (нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон), составляющая сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот О. и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд (см. Гармонический анализ); О., частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной — негармоническими. О. может быть выделен с помощью резонатора.

Музыкальный звук — это комплекс основного тона и гармонического О., или частичных тонов (см. Натуральный звукоряд). О. могут быть представлены как результат того, что звучащее тело (струна, столб воздуха и др.) колеблется не только как целое, но одновременно и по частям (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.). О. слабее основного тона и звучат слитно с ним, поэтому на слух непосредственно не распознаются. В то же время характер О., наличие и относительная сила каждого из них определяют окраску, или тембр, звука. Негармонические О. свойственны звукам сирен, колоколов, а также различным шумам.

Лит. см. при статье Акустика.