Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Тяга в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов…(дальше)

База в архитектуре, основание, подножие колонны или столба. Б. различаются по высоте и профилю. (См. ст. Ордер архитектурный и илл. к ней.)…(дальше)

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis - лоб, передняя сторона) в архитектуре, завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами…(дальше)

Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные…(дальше)

Профили в архитектуре, различные по своему поперечному сечению металлические, бетонные и деревянные протяжённые элементы на фасадах и в интерьерах зданий; ср. Обломы…(дальше)

Обломы архитектурные

Обломы архитектурные, различные по своему поперечному сечению (профилю) протяжённые архитектурные элементы, расположенные преимущественно по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), а иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (в архивольтах арок, нервюрах) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. О. широко распространены главным образом в ордерном зодчестве (см. Ордер архитектурный). О., связанные с характерными стилистическими особенностями каменного зодчества разных народов и эпох, часто относят к архитектурному декору. Однако в ряде случаев их следует рассматривать как одно из специфических средств для усиления или изменения образно-художественной выразительности тектонической основы здания. Особое значение О. приобрели в Древней Греции, откуда вместе с классическими ордерами были заимствованы зодчеством сначала Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре применительно к металлическим, бетонным и деревянным элементам на фасадах зданий вместо термина "О." употребляется термин профили (переплёты остекления, а также обрамления и тяги на навесных стеновых панелях и пр.). Слегка изменяя сочетания, кривизну (по сечению классические О. разделяются на прямолинейные и криволинейные) и вынос О., архитекторы по-разному характеризовали основание и увенчание здания или взаимосвязь его частей (например, соотношение выступа и высоты О. подчёркивает тяжесть либо лёгкость выше расположенных частей здания).

Лит.: Султанов Н., Теория архитектурных форм. Каменные формы, СПБ, 1903; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Shoe L. Т., Profiles of Greek mouldings, Camb. (Mass.), 1936.

В. Ф. Маркузон.