Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект…(дальше)

Фараби, аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, - 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и…(дальше)

Оспопрививание, метод профилактики натуральной оспы путём искусственного заражения человека вирусом оспенной вакцины; вид активной иммунизации. В древности в Китае, Индии, Африке применялся метод…(дальше)

Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария

Рази, ар-Рази (латинизир. Разес, Rhazes) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865, Рей, — 925 или 934, там же), иранский учёный-энциклопедист, врач и философ; рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Р. был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) — всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); труды Р. были переведены на латинский язык в Европе в 10—13 вв.

Для научных исследований Р. характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практической пользе. В основе философской концепции Р., близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: "творце", "душе", "материи", "времени", "пространстве"; посланный "творцом" "разум" внушает "душе", пленённой "материей", стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Р. близок атомизму Демокрита; Р. верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. В этике Р. выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа.

Р. резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат "Машарик ак-анбийа", который лег, по-видимому, в основу лат. средневекового памфлета "О трёх обманщиках". Истина, по Р., — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Р. вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей 10—11 вв., в частности Фараби.

А. Е. Бертельс.

Основные работы Р. по медицине — книга "Аль-хави" ("Всеобъемлющая книга по медицине") и 10-томная "Медицинская книга, посвященная Мансуру" — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде "Об оспе и кори" (рус. пер. в книга В. О. Губерта "Оспа и оспопрививание", т. 1, СПБ, 1898) Р. дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Р. впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей ("Один врач не может лечить все болезни"), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения ("Медицина для тех, у кого нет врача") и др.

Б. Д. Петров.

Соч.: Epître de Beruni contenant le répertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publ. par P. Kraus, Р., 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentaque supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; Nadjmabadi M., Bibliographie de Razes..., Tehran, 1960; AI-Sirat alfalsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964; Mohaghegh M., Filseif-i-Rayy Muhammad lbn-i-Zakariya-i-Razi, Tehran, 1974; в рус. пер. — Каримов У. И., Неизвестное сочинение ар-Рази. "Книга тайны тайн", Таш., 1957.