Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Джадидизм (от араб. усул-и-джадид - новый метод), буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90…(дальше)

Сеид Азим Ширвани (9.7.1835, Шемаха, - 20.5.1888, там же), азербайджанский поэт и просветитель. Высшее духовное образование получил в Ираке. По возвращении на родину отказался от духовного сана и…(дальше)

Газели, собирательное название сходных по внешнему облику и размерам копытных 7 родов (из 15 родов, составляющих подсемейство настоящих антилоп, Antilopinae); представителей остальных 8 родов называют…(дальше)

"Молла Насреддин", азербайджанский еженедельный иллюстрированный сатирический журнал. Основан Дж. Мамедкулизаде в 1906 в Тбилиси. Выходил до марта 1912. Возобновлен в январе 1913, снова закрыт в…(дальше)

Мамедкулизаде Джалил (псевдоним - Молла Насреддин) (22.2.1866, Нахичевань-на-Араксе, - 4.1.1932, Баку), азербайджанский советский писатель и общественный деятель. Родился в семье торговца. Окончил…(дальше)

Сабир (азербайдж. поэт)

Сабир (псевдоним; настоящее имя Мирза Алекпер Таирзаде) [19(31).5.1862, г. Шемаха, — 12(25).7.1911, там же], азербайджанский поэт. Учился в медресе, затем в новометодной школе (см. Джадидизм) поэта Сеида Азима Ширвани. В ранние годы писал лирические газели. Революция 1905—07 породила гражданские мотивы в поэзии С. Выступал в сатирическом журнале "Молла Насреддин" под псевдонимом Хоп-хоп (Удод), который затем часто менял, чтобы скрыть своё авторство от преследовавших его реакционеров. В сатирических образах правоверного фанатика, патриархального отца семейства, оторвавшегося от народа интеллигента или лицемерного моллы он бичевал всё, что препятствовало прогрессу, призывал к просвещению и свободе. В социальных сатирах С. впервые в азербайджанской литературе ставился вопрос о классовом угнетении; люди труда слышали в них призыв к борьбе за свои права. В политических сатирах нашли отражение разгон Государственной думы в России, интриги самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, деспотизм турецкого султана, происки международной реакции. Вместе с Дж. Мамедкулизаде и другими передовыми писателями С. создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления. Его стихи наряду с лучшими произведениями других молланасреддиновцев явились первыми образцами пролетарской литературы на азербайджанском языке и подготовили почву, на которой выросла затем азербайджанская советская литература.

Соч.: Бутун эсэрлэри, Бакы, 1934; Нопhопнамэ, ч. 1—3, Бакы, 1962—65; в рус. пер. — Избранное. [Предисл. М. Ибрагимова, коммент. и примеч. А. Шарифа], Б., 1962; Избр. сатиры. [Предисл. Л. Пеньковского], М., 1962.

Лит.: Шариф А., Жизнь и поэтическое творчество Сабира (1862—1911), М., 1951; Мирэhмэдов Э., Сабир, Бакы, 1958; Заманов А., Сабир вэ муасирлэри, Бакы, 1973.

Аз. Шариф.