Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Еще слова на
букву С

Самойловы

Самойловы, семья русских актёров. Василий Михайлович С. [6(17).4.1782, Москва, — 11(23).7.1839, Петербург], артист петербургского Большого театра (1803—39). Выступал преимущественно в опере (в теноровых и баритоновых партиях); играл и в драматических спектаклях. Особенным успехом пользовался в лирико-драматических и героических партиях в операх Френцля, К. А. Кавоса, Ф. Паэра и др., сочетая вокальную разработку с поисками жизненной характерности образа. Софья Васильевна С. (урожденная Черникова) [1787 — 19.2(3.3).1854], драматическая и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Окончив театральное училище, в 1804 дебютировала на петербургской сцене. Выступала в опере (Маша — "Иван Сусанин" Кавоса, и др.), опере-водевиле (Зюлема — "Забавы калифа" Писарева, музыка Алябьева, Верстовского и Шольга, и др.). Оставила сцену в 1843. Василий Васильевич С. [13(25).1.1813, Петербург, — 27.3(8.4).1887, там же], драматический актёр. Сын Василия Михайловича и Софьи Васильевны С. Окончил Горный корпус (1829) и Лесной институт (1832). Дебютировал в 1834 в партии Иосифа (опера "Иосиф" Мегюля). В 1835—75 в труппе Александрийского театра. Сформировался как актёр под влиянием натуральной школы с её интересом к "физиологическим очеркам" жизни демократических кругов общества и гуманной трактовкой образа "маленького человека". Однако социальные тенденции, характерные для развития русского театрального реализма того времени, оказались ограниченными в искусстве актёра, увлекавшегося внешней оригинальностью, характерностью создаваемых типов. Он добивался острой выразительности грима, костюма, речи, жеста. С особым блеском играл так называемые роли с переодеванием (Макар Губкин — "Студент, артист, хорист и аферист" Кони, Стружкин — "Актёр" Некрасова, и др.). К лучшим его ролям принадлежали также: Растаковский ("Ревизор" Гоголя), Кромвель ("Жорж Тревор" Мериса, "Кромвель" и "Смерть Кромвеля" Раупаха), кардинал Ришельё ("Серафина Лафайль" Буржуа и Лескуана, "Ришельё" Булвер-Литтона) и др. Играя в пьесах У. Шекспира (Лир — "Король Лир") и А. Н. Островского, он не мог подняться над уровнем мелодраматического психологизма и декоративно подчёркнутой этнографичности. Его метод работы был более оправдан в ролях современного массового репертуара, которые он рассматривал лишь как повод для проявления собственного сценического мастерства. Вера Васильевна С. [1824, Петербург, — 8(20).11.1880, там же], драматическая актриса. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны С. В 1841—53 работала в Александрийском театре. С артистизмом, грацией, лёгкостью исполняла лирико-драматические и комедийные роли (Ольга — "Владимир Заревский" Ефимовича, Эльмира — "Тартюф" Мольера, и др.). Блестяще владела искусством ведения диалога, тонко передавала стиль автора. И. С. Тургенев, высоко ценивший творчество актрисы, написал для неё комедии "Где тонко, там и рвется" и "Провинциалка". Надежда Васильевна С. [6(18).1.1818, Петербург, — 18(30).3.1899, там же], драматическая актриса. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны С. В 1838—59 играла в Александрийском театре. Занимала амплуа инженю в водевилях. Павел Васильевич С. [29.6 (11.7).1866, Петербург, — 16.4.1931, Ленинград], драматический актёр, заслуженный артист Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. Сценическую деятельность начал в Петербурге (1888). Играл в провинции (в труппах М. М. Бородая и др.), в московском Театре Корша (1891—93), Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской (1904—05, Петербург); в 1900—04 и 1920—24 в труппе бывшего Александрийского театра. С. наполнял свои роли настроениями тревоги, сознанием трагической неспособности воплотить идеалы: Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова), Астров ("Дядя Ваня" Чехова), Сторицын ("Профессор Сторицын" Андреева), Освальд ("Привидения" Ибсена). Новые краски его искусство обрело в советское время (роль рабочего-коммуниста в спектакле "Канцлер и слесарь" Луначарского).

Лит.: Березарк И. Б., В. В. Самойлов, Л., 1948; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров, Л., 1968; Данилов С. С., Португалова М. Г., Русский драматический театр XIX в., т. 2, Л., 1974.

Т. М. Родина.