Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Веды (санскр. веда, буквально - знание), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. - 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке. В., или…(дальше)

Ньяя (санскр., буквально- правило, канон, логика вообще), одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед) систем индийской философии. Различают "первоначальную" Н., исходным текстом…(дальше)

Вайшешика (от санскр. вишеша - особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В. считается Канада, которому…(дальше)

Йога (санскр., буквально - связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле - учение и метод управления…(дальше)

Веданта (санскр., буквально - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской…(дальше)

Миманса (санскр., буквально - исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма, занимавшаяся толкованием Вед. Называется также карма-миманса ("миманса действия") и…(дальше)

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем…(дальше)

Санкхья

Санкхья (санскр., буквально — число, перечисление, расчёт), одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем С. по традиции считается Капила (7 в. до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся источники С. относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них — "С.-карика" Ишваракришны, из других текстов наиболее авторитетны "С.-карика-бхашья" Гаудапады, "Таттвакаумуди" Вачаспати и "С.-сара" Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики С. — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия С. в целом носит дуалистический характер. С. признаёт две изначальные реальности — пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("я", дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она — единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции — махат, "великое единство", основа всего материального, он же — буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара ("моё", "я"), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов — акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.

Близко буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём возврата к собственному "я" через познание различий между "я" и "не-я" (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). С. оказала влияние на другие системы индийской мысли и явилась философской основой йоги.

Источн.: Лунный вет санкхья — истины, пер. с санскр., М., 1900; Samkhya-pravacana-bhasya, ed. R. (Mass.), 1895.

Garbe, Camb.

Лит.: Чаттерджи С., Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1917; Keith A. B., The Samkhya System, Calc., 1918; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1, Camb., 1922; Johnston Е. H., Early Samkhya, L., 1937; Frauwallneг Е., Zur Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems, "Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd-Ostasiens", 1958, Bd 2; Buitenen J. A. B., Studies in Samkhya, I—III, "Journal of American Oriental society", 1956—57, v. 76—77.

В. Н. Топоров.