Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 - начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной…(дальше)

Белый Андрей

Белый Андрей (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, — 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к символистам "младшего" поколения. Первый сборник стихов — "Золото в лазури" (1904). В написанных ритмической прозой четырёх "симфониях" ("Героическая", 1900, издана в 1903 под названием "Северная симфония"; "Драматическая", 1902; "Возврат", 1905; "Кубок метелей", 1908) сказались декадентские черты. Революция 1905—07 вызвала у Б. интерес к общественным проблемам (сборник стихов "Пепел", 1909). В романе "Петербург" (1913—14, переработанное издание 1922) сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на реакционно-бюрократический Петербург; однако революционное движение в романе рисуется в искажённом свете. Находясь за границей, Б. в 1912 испытал влияние главы антропософов Р. Штейнера. В 1916 возвратился в Россию. После Октябрьской революции, в 1919—22, издавал журнал символистского направления — "Записки мечтателей". В послереволюционные годы писал преимущественно прозу: автобиографические повести "Котик Летаев" (1922), "Крещёный китаец" (1927), историческая эпопея "Москва" (ч. 1 — "Московский чудак", 1926, ч. 2 — "Москва под ударом", 1926; "Маски", 1932). В прозе Б. остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма (сборник статей "Символизм", 1910) и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы ("Ритм как диалектика" и "Медный всадник", 1929, и статьи в журнале "Горн" в 1919). Значительный интерес представляют мемуары Б.: "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века. Воспоминания" (1933) и "Между двух революций" (1934).

Соч.: Собр. соч., т. 4, 7, [М.], 1917; Мастерство Гоголя, М.— Л., 1934; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Т. Ю. Хмельницкой], М.— Л., 1966.

Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., [1928]; Литературное наследство, [т.] 27—28, М., 1937; Михайловский Б. В., Русская литература XX в., М., 1939; История русской литературы, т. 10, М.— Л., 1954; Денисова Л., Проблема диалектики в советской эстетике 20-х годов, в кн.: Из истории советской эстетической мысли. Сб. ст., М., 1967, с. 407—13.

О. Н. Михайлов.