Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Сомма (Somme), река на С. Франции. Длина 245 км, площадь бассейна 5,5 тыс. км2. Впадает в пролив Ла-Манш, образуя небольшой эстуарий (бухта С.). Питание преимущественно дождевое; средний расход воды…(дальше)

Самоходно-артиллерийская установка (САУ), самоходная установка (СУ), артиллерийское орудие на самоходном танковом шасси. САУ применялись во 2-й мировой войне 1939-45 для борьбы с танками противника…(дальше)

Танк плавающий, боевая гусеничная бронированная машина, способная самостоятельно преодолевать водные преграды вплавь и вести бой на суше и на воде. Плавучесть обеспечивается необходимым внутренним…(дальше)

Броневая башня, закрытая со всех сторон броневая конструкция, устанавливаемая на танках, боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, бронеавтомобилях, некоторых самоходных артиллерийских установках…(дальше)

Танк (воен.)

Танк (английский tank, основное значение — цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.

Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии Т., были предложены в России (1911—15) инженерами В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали несколько десятков Т. ("Марка-1") и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914—18.

Первые английские Т. представляли собой стальную клёпаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже 2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких осколков снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода Т. вне дорог составляла 1—3 км/ч. Французские Т. "Шнейдер", "Сен-Шамон", впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2), наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны Франция в основном производила лёгкие Т. "Рено". У немцев первые образцы Т. (A-7-V и A-7-UU) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжёлым английским Т.). К концу войны в США выпускались английские тяжёлые Т. "Марка-V" и "Марка-VIII" с американскими двигателями, а также французским "Рено".

За время войны было выпущено в Великобритании — 2900, Франции — 6200, США — 1000, Германии — 100 Т. (см. табл. 1). После войны ведущими иностранными государствами по производству Т. были Великобритания и Франция, а с 30-х гг.— Германия (после прихода к власти фашистов).

Табл. 1. — Основные тактико-технические данные танков периода 1-й мировой войны 1914—18

Великобритания

Франция

"Марка-I"

"Марка"VIII

"Сен- Шамон"

"Рено"

Масса, т

28

44

24

6,5

Экипаж, чел.

8(7)

12

9

2

Пушки, количество; калибр, мм

2—57

2—57

1—75

1—37

Пулемёты, количество

4

5

4

1

Толщина брони, мм

5—10

6—16

11

6—16

Максимальная скорость, км/ч

4,5

8

8,5

9

Первый советский Т. (рис. 3) вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название "Борец за свободу товарищ Ленин". С 1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 ("малый, сопровождения, образец первый"). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись во время советско-китайского конфликта 1929. В 1931—39 было налажено производство малых (Т-37), лёгких (Т-26, БТ), трёхбашенных средний (Т-28) и пятибашенных тяжёлых (Т-35) Т. (рис. 4). Несколько башен ставилось с целью усиления огневой мощи Т. Основными Т. были лёгкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный колёсно-гусеничный БТ. Т-26 и БТ применялись в боевых действиях у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской войне 1939—40, а также в начале Великой Отечественной войны 1941—1945. К 1940 были созданы новые образцы Т.: малый Т-40, лёгкий Т-50, среднийТ-34 и тяжёлый КВ, которые по боевым свойствам значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные Т.

Основными типами Т. (см. табл. 2) во время 2-й мировой войны 1939—45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т., роль тяжёлых Т. возрастала, а лёгких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, Германия) прекратилось. На базе Т. во время войны были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ). В 1939—45 было выпущено Т. и САУ: в СССР (с 1.7.1941 по 30.6.1945) — 95 099, Германии — 65 100, США — 103 096, Великобритании — 25 160, Канаде — 5815, Японии — 3648.

С 60-х гг. в результате сближения основных боевых свойств средних и тяжёлых Т. стали выпускать один основной тип Т., предназначенный для решения широкого круга боевых задач. Во многих странах на вооружении находятся также лёгкие плавающие Т. (см. Танк плавающий), предназначенные главным образом для разведки, и Т. усиления с ракетно-пушечным вооружением (например, танк М60А2 в США).

Табл. 2. — Основные тактико-технические данные танков периода 2-й мировой войны 1939—45

Масса, т

Экипаж, человек

Пушка, калибр, мм Пулемёты, количество, калибр, мм

Толщина брони, мм

Максимальная

скорость, км/ч

СССР

Германия

Великобри-тания

США

Т-34

КВ-1

ИС-2

Т-III

Т-IV

Т-V

Т-VI-Н

"Черчилль"

"Шерман"

28(32)

47,5

46

23

24,6

45

56

45

32

4(5)

5

4

5

5

5

5

5

5

76(85)

76

122

37(50)

75

75

88

40(75)

75

2—7,62

4—7,62

4—7,62

2—7,92

2—7,92

2—7,92

2—7,92

2—7,92

1—7,62

1—12,7

45—52

(45—90)

75—100

90—120

30—50

30—50

80—100

100

95—152

38—76

55

35

37

55

50

46

38

28

48

Основные части современного Т.: броневой корпус, башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (основное и вспомогательное оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача (трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной защиты и др. Корпус и башня Т. объединяют в единое целое все его составные элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне монтируется основное вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного и электрического или электрогидравлического приводов. Корпус и башня Т. изготавливаются из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных броневых листов, соединённых при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые корпуса (например, у американского танка M60AI). Башни обычно бывают литыми, реже встречаются сварные. Т. имеют противоснарядное бронирование, а лёгкие — противопульное. Внутренние объёмы корпуса у современного Т. делятся на отделения: управления, в котором находится механик-водитель; боевое, где размещаются командир Т., наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс вооружения Т.; силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях, а иногда и в дополнительных баках снаружи Т. (рис. 8).

Основное оружие — специальная пушка, вспомогательное — спаренные с пушкой и зенитные пулемёты. На основном типе Т. устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105 мм калибра и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные, подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластическим взрывчатым веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днём и ночью. Воздух очищается фильтро-вентиляционными установками. На Т. устанавливаются специальные четырёхтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Емкость внутренних топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке при движении по шоссе свыше 500 км.

В качестве механизмов поворота применяются многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т. при движении на высоких скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии — сервоприводы (особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы управления поворотом вместо традиционных рычагов в некоторых конструкциях Т. выполняются в виде штурвалов. Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных гидравлических демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллическими шарнирами (общий вид современного Т. показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т. преодолевать с небольшой по времени подготовкой броды глубиной до 2 м. При оснащении оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды. Для ориентирования на местности применяется навигационная аппаратура, включающая электронно-вычислительные курсоуказатели и автоматические курсопрокладчики.

Т. разрабатываются с учётом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших углов наклона к вертикали и дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения ёмкости топливных баков.

Лит.: Танки и танковые войска, М.,1970; Мостовенко В. Д., Танки, М.,1973; Хейгль Ф., Танки. Справочник, пер. С нем., 2 изд., ч. 1-2, М., 1936—37; Нерсесян М. Г.. Каменцева Ю. В., Бронетанковая техника армий капиталистических государств, М.,1964.

Л. В. Сергеев.