Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

"Сто дней реформ", период умеренных буржуазных реформ в Китае в конце 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзай Тянем (название годов правления - Гуаисюй) указа "Об…(дальше)

Кан Ю-вэй (19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, - 31.3.1927, Циндао), китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи шэньши. В 1887 написал книгу "Да тун…(дальше)

Гуансюй, личное имя - Цзай Тянь (14. 8.1871, Пекин, - 14. 11.1908, там же), китайский император в 1875-1908, племянник Цыси. 11 июня 1898 издал указ об основном политическом курсе государства…(дальше)

Цыси, Цы Си (29.11.1835 - 15.11.1908, Пекин), маньчжурская императрица, фактически стоявшая у власти в Китае с 1861 по 1908. Была наложницей императора Сяньфына, а после рождения сына - наследника…(дальше)

Тань Сы-тун

Тань Сы-тун (10.3.1865, Пекин, — 27.9. 1898, там же), руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в конце 19 в. (см. "Сто дней реформ"), поэт и философ. Родился в семье видного сановника. В 1896 поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине, в 1897 переведён в Хунань, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: организовал школу "Ши у сюэтан" ("Современные задачи") и возглавил Наньсюэхой (Южную научную ассоциацию) — клуб реформаторов. По представлению Кан Ю-вэя летом 1898 был принят императором Гуансюем и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Готовил насильственное устранение реакционной придворной группировки во главе с Цыси. После дворцового переворота 21 сентября 1898 был арестован и казнён.

В ранних стихах воспел романтику военных походов ("В западных краях", 1884; "Хребет Циньлин", 1888), создал динамичные картины родной природы ("Гора Кунтун", 1889). Обращаясь к фольклору, слагал сказочные баллады: "Призрак" (1885), "Три верных супружеских пары" (1888), "Целомудренная" (1893), "Чудесный камень". Т. С.-т. высмеивал начётчиков ("Стихи, сложенные к картине Цзян Бяо “Конфуций сочиняет книгу”"), разоблачал феодальную эксплуатацию ("Песенка об опийном маке и мешке из-под риса", 1888; "Песенка о том, как везли провиант по горам Лю-паньшань", 1888). Обогатил содержание и форму национальной поэзии, подготовил изменение традиционных размеров. Основной философской работе Т. С.-т. "Учение о гуманности" (1896—98) свойственны материалистические тенденции, неприятие деспотизма.

Соч.: Тань Сы-тун цюаньцзи, Пекин, 1954.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан-Ю-вэй, М., 1959; Семанов В., Тань Сы-тун, в кн.: Восточный альманах, в. 1, М., 1957.

В. И. Семанов, С. Л. Тихвинский.