Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Коллаж (французское collage, буквально - наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; К. также…(дальше)

Гомофония , (от греч. homos - одинаковый и phone - звук; буквально - одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально…(дальше)

Полифония (от поли... и греч. phone- звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - контрапункт). Их объединение подчиняется…(дальше)

Фактура

Фактура (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, "открытая" Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая Ф.; в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве – полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, произведения художественного ремесла. Эффекты Ф., являющиеся одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера, служат задаче всестороннего раскрытия содержания. Однако распространённые в модернистском искусстве 20 в. эксперименты по усложнению Ф. (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка и т.д.) нередко способствуют разрушению изобразительного начала.

В музыке, музыкальная ткань, совокупность элементов изложения (основная мелодия, др. мелодические голоса, аккорды, фигурация, орнаментика и др.), образующая звуковую ткань музыкального произведения Ф. определяется содержанием произведения, композиционными принципами (гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями музыкальных инструментов или голосов.

Лит.: Volavka V., Die Handschrift des Malers, Prag, [1956]; его же, Die Handschrift des Bildhauers, Prag, [1958].