Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Эманация (позднелат. emanatio - истечение, распространение, от лат. emano - вытекаю, распространяюсь), в античной идеалистической философии и особенно в неоплатонизме - распространение избыточной…(дальше)

Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней…(дальше)

Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного…(дальше)

Ибн туфайль, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, - умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном…(дальше)

Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного…(дальше)

Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан

Фараби, аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, – 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф. – сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации, божество ("необходимо-сущее само по себе") производит в вечности мир ("необходимо-сущее благодаря другому") через последовательный ряд истечений (эманаций), начинающийся космическими "интеллектами", каждый из которых соответствует определённой небесной сфере; цепь этих "интеллектов" замыкается "активным интеллектом", который управляет процессами, происходящими в подлунном мире – мире возникновения и уничтожения; соединение с "активным интеллектом" – предельная цель человеческого знания.

В социально-этических трактатах Ф. развивал учение о "добродетельном городе", руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от "активного интеллекта" истины. Идеальному социально-политическому устройству Ф. противопоставлял "невежественные города", воплощающие отрицательные нравственные качества. Ф. – автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище "Второй учитель") и Платона. "Большой трактат о музыке" Ф. – важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Соч. в рус. пер.: Философские трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А., 1972; Социально-этические трактаты, А.-А., 1973; Логические трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975.

Лит.: Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975; Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.); Madkour J., La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.

А. В. Сахадеев.