Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Классика, в истории древнегреческого искусства период развития, охватывающий 5 в. до н. э. и первые три четверти 4 в. до н. э. Социальной основой искусства К. была рабовладельческая демократия…(дальше)

Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. chrysos - золото и elephas, родительный падеж elephantos - слоновая кость), скульптура из золота и слоновой кости. Х. с. была характерна для античного искусства…(дальше)

Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos - дева), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447-438 до н. э. Иктином и Калликратом;…(дальше)

Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "С. и."…(дальше)

Фидий

Фидий (Pheidias), древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики. Среди работ Ф., известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, исполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры: Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение Ф. считалось одним из "семи чудес света") и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.

Наилучшее представление о творчестве Ф. даёт скульптурное убранство Парфенона в Афинах (мрамор, 438–432 до н. э., Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Музей Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Эти произведения, полные глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его граждан, отражают идеи борьбы афинян против их врагов. Скульптура Парфенона, являющаяся (в сочетании с архитектурой храма) одним из высочайших образцов синтеза искусств, отличается необычайным богатством ритмов и композиционных приёмов, мягкой моделировкой, виртуозно использующей эффекты светотени, и вместе с тем внутренней цельностью пластических масс.

Лит.: Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941; Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., [1947]; Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954; Гавела Б., Фидиja, [Нови Сад, 1974].