Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Морской транспорт, вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М. т. широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок…(дальше)

Морские линии, линейное судоходство, перевозка на морских судах грузов и пассажиров по определённым, заранее установленным направлениям (линиям). Суда, обслуживающие такие линии, называют линейными…(дальше)

Биржа (голл. beurs, нем. Borse, франц. bourse, итал. borsa, исп. bolsa, англ. exchange), современная наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменимых товаров…(дальше)

Внешняя торговля, торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. В. т. разных стран в своей совокупности представляет собой международную торговлю…(дальше)

Мировой капиталистический рынок, исторически сложившаяся на базе международного капиталистического разделения труда система торгово-экономических и кредитно-финансовых отношений стран, составляющих…(дальше)

Мировой социалистический рыan>, система планомерных товарно-денежных отношений между социалистическими странами. М. с. р. сложился после 2-й мировой войны 1939-45 с образованием мировой системы…(дальше)

Фрахтование (англ. chartering), разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом…(дальше)

Фрахтовый рынок

Фрахтовый рынок (англ. freight market), сфера международной торговли услугами морского транспорта по перемещению грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных формах организации перевозок: трамповые (перевозки грузов судовыми партиями без заранее фиксированных расписаний работы судов), линейные (перевозки грузов мелкими партиями при работе судов по расписанию), пассажирские перевозки (см. Морские линии).

Каждому виду перевозок соответствует свой Ф. р. В зависимости от вида судов, предоставляющих услуги по перемещению грузов, Ф. р. трампового тоннажа разделяется на Ф. р. сухогрузного, нефтеналивного, рефрижераторного тоннажа, газовозов и др. Кроме того, Ф. р. трампового тоннажа подразделяется на отдельные географические секции — районы отгрузки основных массовых грузов: североатлантическую, южноамериканскую, тихоокеанскую и др. Отдельные части и секции Ф. р. отличаются специфическими условиями торговли однако они тесно взаимосвязаны, образуя в целом единый мировой Ф. р.

На мировом Ф. р. большая часть сделок совершается на фрахтовых биржах. Долгое время для океанского тоннажа центральным Ф. р. был Лондон; это соответствовало доминирующей роли английского торгового флота в мировом судоходстве. Котировки Лондонской биржи были решающими для остальных местных Ф. р. с конца 20-х — начала 30-х гг. 20 в. рост коммерческих флотов США, Норвегии, Греции, Японии Германии, Италии и др. стран привёл к усилению роли национального Ф. р. этих стран и к освобождению их от монополии Лондона. В середине 70-х гг. усилилась роль национального Ф. р., особенно в Осло (Норвегия) где заключается много сделок на наливные суда, в Пирее и Генуе для Ф. р. Средиземного моря, в Нью-Йорке — для фрахтования судов по перевозке угля и зерна и т.п. Однако значение Лондонской фрахтовой биржи по-прежнему велико.

СССР активно участвует в международной торговле транспортными услугами на мировом Ф. р. За 1961—70 объём фрахтовых операций возрос примерно в 7 раз. До начала 60-х гг. СССР в основном фрахтовал суда капиталистических судовладельцев для перевозки грузов сов. внешней торговли. Быстрый рост морской торгового флота позволил Сов. Союзу уже в середине 60-х гг. выступить на мировом Ф. р. в качестве экспортера транспортных услуг, а в конце 60-х гг. — войти в число крупнейших судовладельческих держав мира, осуществляющих перевозки грузов на всех основных мировых торговых путях.

Большой удельный вес в экспорте услуг морского транспорта СССР занимают перевозки внешнеторговых грузов др. социалистических стран. С развитием фрахтовых операций по взаимному предоставлению тоннажаи грузов между странами — членами СЭВ к началу 70-х гг. сформировался мировой социалистический Ф. р., на котором в отличие от мирового капиталистического Ф. р., где господствуют законы анархии производства и обмена с резкими колебаниями конъюнктуры, конкуренцией, всё большее развитие получает система планомерного развития перевозок и фрахтования, способствующая утверждению стабильных и долгосрочных отношений (см. также статьи Внешняя торговля, Мировой капиталистический рынок, Мировой социалистический рынок).

Лит. см. при ст. Фрахтование.

С. И. Поляков.