Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название…(дальше)

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-50 до н. э., с именем которого связано её возвышение. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. посредством военной силы и дипломатии в…(дальше)

Сузы (эламский Шушан, современный Шуш), древний город, столица государства Элам. Развалины в 20 км к Ю.-З. от г. Дизфуль (Иран). С конца 19 в. раскапывался французскими исследователями (М. Дьёлафуа, Ж…(дальше)

Ниневия (современные холмы Куюнджик и Телль-Неби-Юнус), древнейший город Ассирии, на левом берегу р. Тигр (на территории современного Ирака). С середины 5-го тыс. до н. э. - сначала поселение, потом…(дальше)

Ура-Тюбе, город областного подчинения, центр Ура-Тюбинского района Ленинабадской обл. Таджикской ССР. Расположен в сев. предгорьях Туркестанского хребта, на автодороге Душанбе - Ташкент, в 45 км к Ю…(дальше)

Эшнунна, Ашнуннак (ныне городище Тель-Асмар - "Бурый холм", Ирак), древний город-государство в Месопотамии. Возник не позже 3-го тыс. до н. э. В 21 в. входил в состав державы Шумера и Аккада (при III…(дальше)

Исин, древний город в южной части Двуречья (современное городище Тель-Ишан-Бахрият в Ираке), на расстоянии около 20 км к Ю. от древнего г. Ниппура (современный Ниффер). Был главным местом культа…(дальше)

Хаммурапи законы

Хаммурапи законы, свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901—02 при раскопках на месте столицы древнего Элама — г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии.

Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — "падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Х. з. в научной литературе рассматриваются либо как сборник действовавшего права (это наиболее вероятная точка зрения), либо как юридический трактат, изображающий картину "социальной справедливости", либо как отчёт царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности. На Х. з., возможно, оказали влияние более древние (20—19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Х. з. повлияли на позднейшее законодательство древней Передней Азии. Рус. пер. Х. з. см.: "Вестник древней истории", 1952, № 3; "Хрестоматия по истории Древнего Востока", 1963, с. 196—219.

Лит.: Gadd C. J., Hammurabi and the end of his dynasty, Camb., 1965; Gordon C. H., Hammurabi's code, N. Y., 1957; Code de Hammurapi, Limoges, 1973.