Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Бехистунская надпись, надпись древнеперсидского царя Дария I (правил в 522-486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун (Бисутун, Бисотун) (на территории современного Ирана, около 100 км на З. от…(дальше)

"Авеста",собрание священных книг зороастризма, религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении…(дальше)

Бартольд Василий Владимирович [3(15).11.1869, Петербург, - 19.8.1930, Ленинград], советский востоковед, академик (1913). В 1891 окончил Петербургский университет (факультет восточных языков) и там же…(дальше)

Веселовский Николай Иванович (ноябрь 1848, Москва, - 30.3.1918, Петроград), русский археолог, востоковед. С 1890 профессор Петербургского университета. Изучал историю и археологию Средней Азии. Вёл…(дальше)

Якубовский Александр Юрьевич [20.1 (1.2).1886, Петербург, - 21.3.1953, Ленинград], советский историк-востоковед и археолог, член-корреспондент АН СССР (1943), заслуженный деятель науки Узбекской ССР и…(дальше)

Толстов Сергей Павлович [р. 12(25).1.1907, Петербург], советский этнограф, археолог, историк-востоковед, член-корреспондент АН СССР (1953). Член КПСС с 1944. В 1939-51 профессор, заведующий кафедрой…(дальше)

Кельтеминарская культура, археологическая культура эпохи неолита и энеолита (4-3-е тыс. до н. э.). Открыта в 1939 экспедицией под руководством С. П. Толстова в Хорезме. Названа по заброшенному каналу…(дальше)

Тазабагъябская культура, археологическая культура бронзового века Хорезма (середина - 2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.). Сформировалась на территории Южного Приаралья в результате смешения…(дальше)

Кокча-3, могильник тазабагьябской культуры бронзового века (13-11 вв. до н. э.) близ горы Кокча - восточного отрога хребта Султануиздаг (Каракалпакская АССР). Раскопками Хорезмской археологической…(дальше)

Амирабадская культура, археологическая культура эпохи поздней бронзы (9-8 вв. до н. э.) на территории древнего Хорезма. Выделена советским учёным С. П. Толстовым по раскопкам стоянок в районе канала…(дальше)

Тагискен, могильник на одноимённом плато близ древнего русла Сырдарьи - Инкардарьи, в Кзыл-Ординской области Казахской ССР. Открыт (1959) и раскапывался (1960-63) Хорезмской экспедицией АН СССР. Имеет…(дальше)

Тагискен, могильник на одноимённом плато близ древнего русла Сырдарьи - Инкардарьи, в Кзыл-Ординской области Казахской ССР. Открыт (1959) и раскапывался (1960-63) Хорезмской экспедицией АН СССР. Имеет…(дальше)

Уйгарак, сакский курганный могильник (7-5 вв. до н. э.), находящийся на одном из древних русел Сырдарьи - Инкардарье в Ю.-З. части Кзыл-Ординской области Казахской ССР. Исследовано (в 1961-63, 1965)…(дальше)

Страбон (Strabon) (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), древнегреческий географ и историк. Родился в Амасии (Малая Азия), путешествовал по Греции, Малой Азии, Италии и Египту. Автор не дошедших до нас "…(дальше)

Ахемениды, династия царей древнеперсидской державы [558 - 330 до н. э.]; ведёт начало от Ахемена, вождя союза персидских племён. Потомок Ахемена Кир II Великий, правивший (558-530) в Парсе и Аншане (…(дальше)

Кюзели-Гыр, Кюзеликыр, древнехорезмийское городище, расположенное в районе древней дельты Амударьи, на одноимённой останцовой возвышенности (ныне в пределах Ташаузской области Туркменской ССР)…(дальше)

Геродот (греч. Herodotos) (р. между 490 и 480 до н. э., Галикарнас, на Ю.-З. М. Азии, - умер около 425 до н. э., Афины или Фурии, Южная Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в…(дальше)

Джан-бас-Кала, Джанбаскала, развалины крепости 4 в. до н. э. - 1 в. н. э. в пустыне Кызылкум (Турткульский район Каракалпакской АССР). Оборонительные стены Д. образуют прямоугольник площадью 200 м `…(дальше)

Кой-Крылган-Кала, Кой-Крылганкала, остатки древнего святилища и поселения в пустыне Кызылкум, в Турткульском районе Каракалпакской АССР. Раскопками 1951-57 вскрыты остатки древнехорезмийского…(дальше)

Кангюй, Кангха, Кангдиз, государственное образование в древней Средней Азии. Ядро К. составляли кочевники, обитавшие, вероятно, вблизи Сырдарьи, которая ещё в средние века именовалась "рекой Канга"…(дальше)

Кушанское царство, государство древнего мира. В период своего расцвета (конец 1-3 вв. н. э.) включало значительную часть территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии и…(дальше)

Топрак-Кала, Топраккала, развалины города-крепости первых веков н. э. - 6 в. н. э., резиденции хорезмийских царей в 3-4 вв. (в современном Бирунийском районе Каракалпакской АССР). Исследовались с…(дальше)

Саки, название ираноязычных племён (преимущественно кочевых) 1-го тыс. до н. э. - первых веков н. э. В клинописных надписях, у античных авторов, в китайских хрониках, в индийских и других источниках…(дальше)

Оссуарий (позднелат. ossuarium, от лат. os, род. падеж ossis - кость), вместилище для захоронения костей покойников. В русской археологической литературе О. назывались преимущественно керамические…(дальше)

Бируни Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4.10.973 - 13.12.1048, по другим данным - после 1050), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на арабском языке. Родился в Хорезме. В 1018 (или 1017)…(дальше)

Афригидская культура, археологическая культура Хорезма 4-8 вв. н. э. Названа по хорезмской династии Афригидов. Выделена С. П. Толстовым в 1937-40. Сложилась в период кризиса рабовладельческого строя и…(дальше)

Ургенч древний (Гурганч, Гургандж, Джурджания), столица феодального Хорезма (ныне развалины близ поселка Куня-Ургенч Туркменской ССР). Время возникновения У. не установлено. Первые упоминания в…(дальше)

Текеш, Абул Музаффар Текеш ибн иль-Арслан (год рождения неизвестен - умер 1200), шах Хорезма с 1172. Стремясь освободить Хорезм от вассальной зависимости от каракитаев, Т. в 70-80-е гг. 12 в. совершил…(дальше)

Мухаммед II Ала-ад-дин (г. рождения неизвестен - умер 1220), шах Хорезма [в 1200-1220]. Расширил границы Хорезма, в 1207 подавил восстание бухарских ремесленников под руководством Санджара-Малика, а в…(дальше)

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и…(дальше)

Джучи (г. рождения неизвестен - умер около 1227), крупный монгольский военачальник, старший сын Чингисхана, один из главных исполнителей его военных планов. Участвовал в завоевании Китая (1211-15)…(дальше)

Золотая Орда, улус Джучи, феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. 13 в., во главе с ханом Батыем(1236-1255), сыном хана Джучи. Власть ханов З. О. простиралась на территорию от нижнего…(дальше)

Хива, город областного подчинения, центр Хивинского района Хорезмской области Узбекской ССР. Расположен в Хорезмском оазисе, на канале Палван, в 30 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Ургенч (на линии…(дальше)

Хорезмская Народная Советская республика (ХНСР), советская республика в Средней Азии в 1920-24. Образована в феврале 1920 в результате победы в Хивинском ханстве антифеодальной, антиимпериалистической…(дальше)

Хорезм

Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте"; многие исследователи, кроме того, отождествляли с X. авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории X. значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 вв. — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники X. относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4—3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (9—8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами [см. Тагискен (Северный)]. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён [см. Тагискен (Южный), Уйгарак], на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7—6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.

  В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, X. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) X. стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.

  В 4—3 вв. до н. э. X. переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в X. до 8 в. Господствующей формой религии в X. был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены "храмы огня".

  В искусстве древнего X., которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура X. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего X. — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр; см. илл.). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2—3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.; см. илл.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.

  Живопись и скульптура Х. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. — первые вв. н. э.; см. илл.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в "скифской" одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.

  Бируни сообщает о воцарении в Х. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ современного г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 вв. — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Х. вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с "гофрированными" стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.

  В 712 Х. завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Х. — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Х. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х.; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Х. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.

  В искусстве Х. после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Х. разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Х.

  В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Х. вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине 14 в. Х. переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым (см. илл.) и др. Правители Х. приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Х. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Х. В 1505 Х. попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в Х. пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 в. Позднее фактическими правителями Х. были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. столицей Х. стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин "Хивинское ханство" употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Х. продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.

 

  Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "Известия Государственной академии истории материальной культуры", 1930, т. 6, в. 2; Толстой С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же. По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1—10, М., 1952—77; Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в. 1—10, М., 1959—1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сборнике: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; Пьянков И. В., Хорасмии Гекатея Милетского, "Вестник древней истории", 1972, № 2.

  М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.