Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Залькалн, Залькалнс Теодор Эдуардович [р. 18(30).11.1876, хутор Заляйскалнс, ныне Рижский район Латвийской ССР], советский скульптор, Герой Социалистического Труда (1971), народный художник СССР (1957…(дальше)

Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан, - 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Работал в мастерских А…(дальше)

Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, - 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854-57) и у А…(дальше)

"Модерн", стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и…(дальше)

Монументальная пропаганда, выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции и комплекс мероприятий Советского…(дальше)

Шадр Иван Дмитриевич

Шадр (настоящая фамилия — Иванов) Иван Дмитриевич [30. 1 (11. 2). 1887, Шадринск, ныне Курганской области РСФСР, — 3.4.1941, Москва], советский скульптор. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926).

Ранние произведения Ш. (проект памятника "Мировому страданию", 1915, не осуществлён) отмечены влиянием стиля "модерн". Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик ["Красноармеец", "Рабочий", "Сеятель" (см. илл.), "Крестьянин" (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)]. В скульптуре "Булыжник — оружие пролетариата" (см. илл.) динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс.

С 1924 Ш. много работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР; см. илл.); образ вождя раскрывается в своём историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой (см. илл.)].

Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: "Мать" (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), "Максим Горький. Буревестник" (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.

Лит.: Колпинский Ю. Д., И. Д. Шадр. 1887¾1941, М., 1954; И. Д. Шадр [1887—1941]. Юбилейная выставка к 75-летию со дня рождения. Каталог, М., 1962; Воронова О. П., Шадр, М., 1969.