Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Вайнерт (Weinert) Эрих (4.8.1890, Магдебург, - 20.4.1953, Берлин), немецкий поэт. Сын инженера. В 1912 окончил Высшую школу прикладных искусств в Берлине. В годы 1-й мировой войны - солдат, он…(дальше)

Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, - 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете…(дальше)

Буш (Busch) Эрнст (р. 22.1.1900, Киль), немецкий (ГДР) эстрадный певец (баритон) и драматический актёр. Член Немецкой академии искусств. Член СЕПГ. Родился в семье рабочего. Выдающийся пропагандист…(дальше)

Эйслер Ханс

Эйслер (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг, — 6.9.1962, Берлин), немецкий композитор и общественный деятель (ГДР), член Немецкой академии искусств. В 1919—23 изучал композицию в Вене под руководством А. Шёнберга. В 1924 переехал в Берлин. В начале творческого пути находился под влиянием своего учителя. Прогрессивные взгляды, изучение марксизма и сближение с революционным движением повлекли за собой демократизацию искусства Э. Работал в тесном контакте с Э. Вайнертом,Б. Брехтом и Э. Бушем (последний стал исполнителем многих массовых песен Э.), преподавал и выступал в рабочих хоровых кружках, создал много рабочих песен, маршей, баллад актуального политического содержания ("Песня солидарности", "Песня безработных", "Песня единого фронта", "Красный Веддинг", "Коминтерн" и др.), став одним из основоположников нового стиля массовой революционной песни. Наряду с песнями создал произведения крупной формы, в том числе музыку к театральным постановкам ("Мероприятие", по либретто Б. Брехта, 1930), "Реквием памяти Ленина" (1937). После фашистского переворота эмигрировал. С 1938 жил в США, работал в Голливуде, в 1948 был выслан из США по обвинению в "антиамериканской деятельности". С 1948 жил в Берлине, став активным участником строительства музыкальной культуры ГДР. С 1950 вёл класс композиции в Немецкой академии искусств, теорию музыки в Высшей музыкальной школе (ныне носит его имя), был в числе основателей Союза композиторов и музыковедов ГДР. Среди наиболее значительных произведений Э. — кантаты "Немецкая симфония" (1937), "Серенада века" (1950), "Ковровщики из Куян-Булака" (1957), симфонический триптих "Песня о мире" (1951). Для лучших произведений Э. характерно соединение интонаций массовых и революционных песен с многообразными средствами музыкальной выразительности. Он использовал полифонию и атональную музыку, элементы джаза, интонации нар. песен. Большое значение в вокальной музыке Э. имеет ритмическое начало как организующий фактор музыкальной формы, широко используется речитатив, в симфонической музыке — сложная и изысканная оркестровка. Автор Национального гимна ГДР (слова Б. Брехта). Национальная премия ГДР (1949, 1958).

Лит.: Друскин М., Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии, М., 1934; Реблинг Э., Ганс Эйслер, "Советская музыка", 1957, № 6; Нестьев И., Ганс Эйслер и его песенное творчество, М., 1962.

М. М. Яковлев.