Универсальный Online-справочник
Поиск
 А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Термины из этой статьи

Тропы (от греч. trоpos - поворот, оборот речи), 1) в стилистике и поэтике - слова и словосочетания, употребляемые не в обычном, а переносном смысле; в более узком значении - различные способы…(дальше)

Прилагательное, 1) часть речи, обозначающая признак (свойство) предмета, используемая в синтаксических функциях определения при существительном ("новый дом") и сказуемого или его именной части (…(дальше)

Эпитет

Эпитет (греч. epítheton, буквально — приложенное), художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным ("сладостный напев"), но также наречием ("горячо любить"), именем существительным ("веселья шум"), числительным ("первый друг"), глаголом ("желание забыться"). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих ("тихий звон"), Э. либо выделяет в предмете одно из его свойств ("гордый конь"), либо — как метафорический Э. — переносит на него свойства другого предмета ("живой след"). Э. возник в устном поэтическом творчестве посредством: обобщения постоянно встречавшихся признаков ("русая коса", "белая берёза"); закрепления исторических отношений ("седелышко черкасское", "арабский конь" — в средневековой французской поэзии); идеализации ("ласковый князь Владимир"). Систему постоянных Э. народной поэзии разлагает развитие индивидуального творческого начала. Признаки явлений природы присваиваются человеку ("ясное солнце" — "ясный взгляд"). Из слитности ощущений разных органов чувств возникают синкретические Э. ("холодный цвет", "ясный звук"). Стремление усилить впечатление приводит к удвоению ("украсно украшенная земля Русская"); с этой же целью в Э. соединяются корни разных слов ("быстроногий Ахилл", "широкошумные дубровы"). От постоянных Э. народнопоэтического творчества, доходящих до забвения основные значения слова ("Наостри мою острую саблю!"), профессиональная литература приходит к индивидуализированным, останавливающим внимание уникальным Э.: "дам обдуманный наряд" (А. С. Пушкин). В Э. отражается стиль писателя, эпохи, литературного направления ("сладкогласный певец", "хладный прах" несут печать сентиментализма; "жёлтая заря", "снежное вино" принадлежат поэтической системе А. Блока).

Лит.: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940, с. 73—93; Жирмунский В. М., К вопросу об эпитете, в его сб.: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избр. труды, Л., 1977; Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение, Л., 1959, с. 200—208; Озеров Л., Ода эпитету, "Вопросы литературы", 1972, №4.

В. С. Баевский.